Эксперты НИУ ВШЭ: факторы развития рынка электромобилей
По расчетам НИУ ВШЭ, Москва лидирует по числу зарядных станций для электромобилей в стране, но по обеспеченности первое место у Нижнего Новгорода, где на одну зарядку приходится 11,23 электромобиля (в столице — 14,41). Дефицит зарядной инфраструктуры входит в число ключевых факторов сдерживания роста рынка электромобилей. Об этом говорится в исследовании «Социально-экономическое обоснование внедрения электромобилей в коммерческих перевозках», проведенном экспертами Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
Использование электромобилей значительно снижает затраты на топливо и обслуживание, а также обеспечивает их владельцам льготы, что делает электротранспорт экономически выгодным. Среди главных вызовов, которые сдерживают увеличение количества электромобилей, — ограниченный запас хода, ускоренная деградация аккумуляторов, существенные стартовые вложения и рост стоимости эксплуатации. Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что дальнейшее развитие рынка требует мер поддержки: локализации производства, стимулирования приобретения электротранспорта за счет льготных программ, увеличения количества зарядных станций и гибких тарифов на электроэнергию.
По итогам 2024 года в России было зарегистрировано 59,6 тысячи электромобилей, а с 2015 по 2024 год их число увеличилось на 225%. Согласно оценке экспертов, в 2024 году рост продаж на рынке электромобилей в России обеспечивали в основном китайские производители и Московский автомобильный завод «Москвич».

Наряду с этим объем импорта как новых, так и подержанных электромобилей с 2022 по 2023 год сократился на 34 и 22% соответственно. Массовая локализация новых моделей осложняется из-за жестких регулирующих норм.
Эксперты НИУ ВШЭ обращают внимание, что дальнейшее сокращение государственной поддержки и ограничение импорта может привести к замедлению темпов роста рынка электромобилей.
Инфраструктура и региональные особенности
Как указывают эксперты, для массового внедрения электромобилей ключевым фактором остается расширение сети зарядной инфраструктуры. Сейчас в Москве введено наибольшее по стране число зарядных станций, однако по количеству электромобилей на одну станцию первое место в стране занимает Нижний Новгород. К 2030 году ожидается, что число станций в Москве достигнет 12 тысяч, в то время как электромобилей — 300 тысяч.
При этом электромобили остаются транспортом преимущественно для крупных городов и агломераций, которые принимают меры по его поддержке и инвестируют в расширение сети инфраструктуры. Согласно расчетам общая стоимость владения электромобилем может быть ниже, чем обычным, но на практике многое зависит от условий эксплуатации, скорости деградации аккумуляторов, наличия государственной поддержки и ее параметров. Например, для коммерческих компаний расходы на внедрение электротранспорта по-прежнему остаются значительными.
Павел Зюзин, директор Центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
«Согласно действующим национальным программным документам уже через 10 лет в странах ЕС, Великобритании, Израиле, а также 25% штатов США должно быть обеспеченно 100% продаж транспортных средств с нулевыми выбросами, а в Японии и Сингапуре - 100% продажи электромобилей». Однако, резкий рост этого сегмента только за счёт BEV возможно будет иметь и специфическую альтернативу: в странах с высокими значениями автомобилизации техникой с двигателем внутреннего сгорания переход будет происходить через повышение доли гибридной техники, засчитываемой по отдельным параметрам эксплуатации как электромобили, но сохраняющие возможность использования минерального топлива».
Вам также может быть интересно:
Электромобили в России: драйверы развития и перспективы внедрения
Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики НИУ ВШЭ совместно с Дирекцией по цифровым медиа и продвижению и Дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ представляют второй выпуск информационно-аналитического дайджеста «Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига». Он посвящен развитию электромобильного транспорта в России, аспектам и ключевым игрокам отрасли.
Отлучение от руля. Как чиновников СССР лишали служебных автомобилей
В Советском Союзе персональная машина с водителем была номенклатурной привилегией. В нашей стране массовое использование автомобилей чиновниками стало общественной проблемой. С ней пытались справиться, но не удалось. Почему, рассказывает «Журнал исследований социальной политики» НИУ ВШЭ.
Как улучшить московское такси. Мнение потребителей
В зависимости от интенсивности использования услуг такси (от нескольких поездок в неделю до нескольких в год) пассажиры предъявляют разные требования к таксомоторным компаниям. Для тех, кто часто использует машину по вызову, большое значение имеет наличие удобного приложения и своевременная подача автомобиля. Для тех, кто редко — опция бесплатной отмены заказа. В рамках ХХ Апрельской конференции Мария Твердохлебова, ассистентка кафедры стратегического маркетинга НИУ ВШЭ, представила доклад о факторах удовлетворенности пассажиров московским такси.
Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.
Как развивать общественный транспорт в Красноярске: мнение экспертов ВШЭ
Михаил Блинкин и Глеб Витков, проведя обсуждения с представителями красноярской администрации и проектировщиками, объясняют, почему городу нужен метротрам, а не классический метрополитен глубокого заложения.
На автопилоте
IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу ВШЭ о юридическом регулировании новых технологий. В первой статье говорили о проблемах искусственного интеллекта. Сегодня — о беспилотных автомобилях.
Сотрудники и выпускница ВШЭ приняли участие в создании проекта «Привет, Москва!»
В московском метрополитене начался масштабный образовательный проект «Привет, Москва!». Он превратит московский транспорт в «гида», рассказывающего пассажирам о городе в разных контекстах, и сделает ежедневный путь москвичей полезным и увлекательным. Среди тех, кто работал над проектом — сотрудники и выпускница Вышки.
33 млрд руб.
сэкономят региональные бюджеты к 2020 году, если переведут муниципальный транспорт на природный газ.
«Умные» дороги защитят жизнь водителей
Ежегодно в мире в ДТП гибнет около 1,3 млн человек. Еще 40–50 млн получают травмы и увечья. Сделать поездки более безопасными и удобными, а также увеличить экономическую эффективность перевозок позволит внедрение интеллектуальных технологических разработок в сфере транспорта. «Интеллектуальной» дорожной инфраструктуре посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).
Высшая школа урбанистики открывает программу «Транспортное планирование»
В апреле Высшая школа урбанистики запускает программу повышения квалификации «Транспортное планирование» для специалистов, желающих разобраться, как устроен город с точки зрения транспорта. Чему и как будут учить на программе, рассказал научный руководитель программы, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, руководитель транспортного раздела проекта «Стратегия-2020» Михаил Блинкин.