• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ИИ и машинное обучение — мощные технологии, но не везде научились их применять»

«ИИ и машинное обучение — мощные технологии, но не везде научились их применять»

© iStock

Рост доходов мировой индустрии образования может составить до 4% в ближайшие годы благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта. Кроме того, ИИ сокращает время работы преподавателей в 4–5 раз. Эксперты Вышки рассказали, как преподаватели и административный персонал вузов осваивают нейросети, боты и другие инструменты и почему не стоит бояться, что их заменит ИИ.

ИИ внедряется в высшее образование

По данным исследования НИУ ВШЭ и «Яндекс Образования», 49% студентов уже используют генеративные технологии, а 54% сотрудников университетов уверены, что эти умения положительно повлияют на карьерное развитие обучающихся. Однако технологии ИИ активно применяют не только студенты, но и преподаватели и административные сотрудники.

Возможные сценарии применения ИИ преподавателями:

 работа с образовательными программами, учебными планами, отдельными модулями и темами;

 разработка учебного контента: презентационных материалов, тестов, тем эссе;

 оценивание письменных работ и анализ навыков студентов.

Возможные сценарии применения ИИ администрациями вузов:

 оптимизация учебного расписания;

 консультирование студентов по организационным вопросам и абитуриентов по вопросам поступления;

 аналитика и прогнозирование образовательных результатов;

создание маркетингового контента;

управление локальными нормативными документами, формирование документов по запросу.

Особенности обучения преподавателей ИИ-инструментам

Массовое обучение преподавателей — непростая задача. Для обучения такой взыскательной аудитории нужны высококвалифицированные лекторы, а это ограниченный ресурс. Преподаватели с разных факультетов и направлений ожидают получить предметные знания и конкретные инструменты, которые позволят прямо сейчас автоматизировать выполнение различных задач. А еще всем слушателям хочется услышать про кейсы, которые непосредственно связаны с их областью, пояснил Евгений Соколов, научный руководитель Центра непрерывного образования, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН ВШЭ.

Евгений Соколов

«Эта сложность совершенно не нова: мы имеем большой опыт корпоративного обучения в сфере ИИ и там тоже всегда слышим запрос на очень конкретные рекомендации и очень близкие кейсы, — говорит Евгений Соколов. — И всегда это требует проработки, объяснений. Да, ИИ и машинное обучение — крайне мощные технологии, которые уже зарекомендовали себя и у которых могут быть огромные перспективы. Но далеко не везде научились их применять, не везде уже есть яркие примеры внедрения. И поэтому мы можем объяснить, что это и как работает, показать, как в других сферах это приносит много пользы, а дальше уже вместе думать о переносе этого опыта».

Всего за 2024 год в НИУ ВШЭ бесплатно обучили 1750 преподавателей, исследователей и административных сотрудников всех кампусов работе с искусственным интеллектом. Обучение проводилось в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Сотрудники могли выбрать одно из направлений по уровню подготовки — от промптинга и программирования на Python до машинного и глубинного обучения.

Вот некоторые прикладные навыки, которые осваивают слушатели:

 использование генеративных моделей для упрощения и автоматизации работы;

 анализ данных и построение визуализаций;

 применение Python для редактирования и генерации текстовых файлов: договоров, служебных записок в pdf и word;

 рассылка писем с помощью Python;

 создание телеграм-ботов для сбора информации от студентов и др.

Основу преподавательского корпуса программ составили специалисты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Организацией программ повышения квалификации занимался Центр непрерывного образования ФКН, а административное сопровождение всех курсов обеспечивал Центр повышения квалификации.

Центр непрерывного образования ФКН обучает не только сотрудников Вышки. Сотрудники Иркутского национального исследовательского технического университета прошли программу повышения квалификации «Python для автоматизации и анализа данных», а сотрудники Владивостокского государственного университета экономики и сервиса — программу повышения квалификации «Современные подходы и методы преподавания курса “Цифровая грамотность”».

Как преподаватели применяют ИИ в работе

В программах существенную роль играет проектная работа. Слушатели размышляют о том, как методы ИИ могут быть полезны в их задачах, формулируют соответствующие идеи и получают обратную связь от экспертов. Это идеи про упрощение преподавательской рутины, перестройку дисциплин и новые исследовательские задачи.

Затем эти предложения начинают получать полноценную реализацию. В рамках программы каждый слушатель готовит итоговый проект по внедрению нейросетей в рабочие процессы, часть из которых уже успешно применяется на практике.

Например, в курс «Венчурный капитал» внедрен ассистент на основе бота-психолога «Анны». ИИ-ассистент взаимодействует со студентами, помогает отвечать на сложные вопросы и улучшать психологическую подготовку к взаимодействию с инвесторами. Использование ассистента повысило качество подготовки студентов и предоставило новые инструменты для обсуждения психологических аспектов предпринимательства.

Еще пример — использование ИИ для создания образовательных материалов. Такие инструменты, как Narakeet и invideo AI, сокращают время на создание видеоматериалов презентационного качества более чем в 10 раз. У преподавателей появился более широкий набор готовых шаблонов и идей для визуального представления лекционного материала. Все это делает образовательный процесс более наглядным и понятным для студентов.

По отзывам преподавателей, после обучения они используют ИИ для подготовки конспектов, презентаций, кейсов и тестов, проверки заданий, работы с базами данных, поиска научной литературы, перевода текстов.

Анастасия Пятачкова

«Полезный контент, доступная подача материала, а также терпение к нашему темпу и вопросам. Я искренне заинтересовалась представленными в курсе инструментами, буду изучать и применять их дальше в работе. О том, что по голосу можно предсказать скорость наступления инфаркта, да и о некоторых других уже внедренных в практику открытиях я, честно сказать, даже не догадывалась. Так что отдельная благодарность за то, что держите нас в курсе человеческого технического прогресса», — отметила Анастасия Пятачкова, заместитель заведующего Азиатско-тихоокеанским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал лауреатом премии «AI Олимп»

«AI Олимп» оценивает разработки в области искусственного интеллекта и является продолжением проекта Digital Leaders, который более 10 лет освещает лучшие достижения в области цифровизации, онлайн-сервисов и диджитал-решений.Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал победителем номинации «Платформа года» в категории «Персонализированные обучающие платформы». Среди лауреатов премии — Сбер, «Гемотэк», RuStore, «Норникель», «Авито» и другие крупные компании.

Меньше половины пиарщиков сообщают клиентам, что пользуются ИИ

Центр медиапрактик Высшей школы экономики совместно с АКОС подготовил исследование о том, как российские пиарщики пользуются искусственным интеллектом. Большинство респондентов оценивают работу с нейросетями как эффективную и считают, что использование ИИ улучшило качество их работы.

В НИУ ВШЭ будет создан Центр подготовки кадров для ИТ-отрасли

Минцифры России совместно с Аналитическим центром при Правительстве России подвели итоги конкурсного отбора вузов для получения грантов на запуск углубленного ИТ-образования. Заявки на конкурс подали 50 вузов, определены 26 победителей из 13 регионов, в том числе Высшая школа экономики.

Сервисы должны быть гибкими: как использовать искусственный интеллект государству

Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ провела круглый стол «Искусственный интеллект в государственном управлении: современные тенденции». Какие сервисы улучшит ИИ и что важно учитывать, применяя новые технологии, рассказали российские и зарубежные ученые.

«Когда мир стремительно меняется, важно искать инструменты управления изменениями»

В начале апреля в Высшей школе экономики в Москве состоялась XIX Всероссийская научная конференция с международным участием «Параллельные вычислительные технологии» (ПаВТ). Конференция ПаВТ — ежегодное научное мероприятие, которое проводится в крупных научных центрах России. Форум в НИУ ВШЭ объединил более 200 ученых из пяти стран. Участники конференции представляли 55 организаций из 28 городов, в том числе 15 институтов РАН и НИИ, 30 университетов, 8 предприятий ИТ-индустрии и 2 промышленных предприятия.

ВШЭ — лидер конкурсного отбора Минцифры России по подготовке кадров в области ИИ

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Аналитический центр при Правительстве РФ завершили конкурсный отбор вузов, которые в 2025–2030 годах займутся подготовкой специалистов в сфере искусственного интеллекта. По итогам конкурсного отбора по программам высшего уровня «ТОП ДС» первое место заняла Высшая школа экономики.

Искусственный интеллект помогает точнее прогнозировать риски сложных заболеваний

Разработанные в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ нейросетевые модели значительно улучшают прогнозирование риска ожирения, диабета первого типа, псориаза и других многофакторных заболеваний. Совместное исследование с компанией Genotek показало, что алгоритмы глубокого обучения эффективнее традиционных методов, особенно при сложных взаимодействиях генов (эпистазах). Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Medicine.

Искусственный интеллект может стать катализатором устойчивого развития

Искусственный интеллект трансформирует все сферы жизни, расширяя наши возможности и границы. В то же время технологии бросают человечеству новые вызовы, связанные с безопасностью, этикой и защитой окружающей среды. На сегодняшний день каждая нейросеть оставляет за собой большой углеродный след. Однако при грамотном управлении ИИ может принести пользу планете и стать залогом устойчивой экономики будущего. Об этом рассказал научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Панос Пардалос в рамках XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

В Вышке создали собственную MLOps-платформу

Ученые НИУ ВШЭ создали MLOps-платформу SmartMLOps. Она предназначена для исследователей в области искусственного интеллекта, которые хотели бы превратить свое изобретение в полноценный сервис. В будущем на платформе могут быть развернуты ИИ-помощники для упрощения образовательного процесса, оказания медицинской помощи, консультирования и решения многих других задач. Создатели ИИ-технологий смогут получить готовый к работе сервис в течение считанных часов. На суперкомпьютере Вышки этот сервис может быть запущен в несколько кликов.

«От нашей общей работы зависит будущее»: что несет человечеству развитие ИИ

Какие перспективы и вызовы для человечества несет развитие технологий искусственного интеллекта? Как его используют ученые? Каким будет мир, где доминирует ИИ? Эти и другие темы обсудили эксперты на форсайт-сессии «Будущее исследований в сфере искусственного интеллекта», которая прошла в НИУ ВШЭ.